Терапевтический эффект современной мелодрамы (на материале мелодрам Е. Вильмонт)
Страница 5

В книге четко прослеживаются три сюжетные линии. Первая – встреча с родственниками и нелегкие мысли Дины о необходимости примирения с теми, обида на которых не проходит. Вторая – встреча с бывшим одноклассником, в настоящем популярным актером Костей, которая вызывает опьянение чувств, но заканчивается ничем, разочарованием. И наконец, третья линия связана с ожиданием любви, которой так не хватает героине. Тема любви – центральная, упоминание о ней возникает неоднократно. Именно надежда на новую любовь помогает Дине по-другому взглянуть на прошлое, обиды и недоразумения которого отходят на второй план. Роман имеет кольцевую композицию (начинается и заканчивается встречей с Сергеем); тем самым автор словно говорит о том, что от судьбы не уйдешь, то, что должно случиться, все равно рано или поздно произойдет, как бы вы не оттягивали наступление этого момента.

Вильмонт стремится убедить читателя в необходимости прощать, не бояться прошлого, не бояться вновь пострадать от любви, потому что это чувство не только мучительно, но и сладостно. Важным для романа является мотив обновления, воскрешения души. Жизнь Дины до приезда в Москву текла по заранее заведенному порядку, ничто не тревожило чувств героини, она привыкла к одиночеству и не хотела ничего менять. («А ты … Ты замужем?» – «Нет… Муж умер довольно давно». – «Ну а любовник-то хоть есть?» – «Сейчас и любовника нет». – «С ума сошла? Как можно в твоем возрасте?» – «Что-то никто не нравится»[14]). Однако в Москве на Дину нахлынули воспоминания, закрутил вихрь новых впечатлений. Именно поэтому Дина всерьез задумывается о Сергее только после того, как получает возможность вновь встретиться с людьми, которые оказали влияние на ее жизнь (с Мурой, отцом, бабушкой, Костей). Это позволяет ей взглянуть на все с другой стороны, более объективно оценить ситуацию. Примечательно, что начало нового этапа в жизни героини – это конец романа. Вильмонт оставляет финал открытым, как бы говоря этим, что даже если у Дины с Сергеем не сложится, жизнь все рано уже вступила в свои права, героиня оттаяла.

Другой роман Е. Вильмонт – «Плевать на все с гигантской секвойи!» – строится на основе внутреннего монолога. Использование этого приема дает читателю возможность увидеть происходящее с разных точек зрения – автора и героев. Главная героиня романа – Марина – вынуждена одна воспитывать сына. Она должна быть сильной, не может позволить себе слабость. Марина внутренне одинока (нет рядом мужчины, который был бы по-настоящему близок), поэтому ей тяжело вдвойне. Героиня постоянно находится в напряжении: «у меня с каждым днем все больше работы, и я не имею права отказаться от нее, я должна хорошо зарабатывать, и не просто на безбедную жизнь, я обязана иметь деньги в запасе, если вдруг понадобится откупить Мишку от армии или, не дай бог, от тюрьмы… Подростки иной раз по глупости могут угодить за решетку, и потом вся жизнь пойдет под откос… От этих мыслей ее затрясло…»[15] Однако со стороны жизнь Марины кажется обустроенной, хорошо налаженной, даже счастливой, так как героиня умело скрывает свои чувства.

Неожиданно в жизнь Марины вторгается случай: она встречает человека, который когда-то давно произвел на нее неизгладимое впечатление, воспоминание о котором не исчезло даже много лет спустя: «как странно, думала она по дороге, я стала совсем как чурбан, а это ведь чертовски романтично – мужчина и женщина столько лет помнили друг друга, не обменявшись даже словом… Я тогда готова была все бросить, если б он меня позвал, и он, наверное, тоже мог бы что-то сломать в своей жизни. … Нет, вся эта романтика не для меня. В моей жизни главный человек – Мишка»[16]. Герой же поначалу не в состоянии анализировать свои чувства, он ошеломлен, не верит своим глазам: «она! Это была она! И точно так же замерло сердце и остановилось дыхание»[17]. Вильмонт мастерски передает мысли, которые одолевают героев. Эпизод встречи пронизан необыкновенным лиризмом и в то же время парадоксально прозаичен. Эмоциональный всплеск у Михаила Петровича неожиданно перекликается с трезвым анализом ситуации, который делает Марина. Автор словно предоставляет читателю возможность соотнести чувства и мысли персонажей со своими собственными, чтобы снова пережить то необыкновенное чувство влюбленности, которое делает человека счастливым и несчастным одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9